Уран зохёол оршуулга. XXIX наадам

Даабари: Танай һонорто Буряадай мэдээжэ уран зохёолшо Ардан Ангархаевай «Небо и Земля» гэhэн 5 ботиhоо бүридэhэн номһоо нэлэнхы Ази түбиин энгэр дээрэ боложо байhан үйлэ хэрэгүүдэй нэгэ зураглал үгтэбэ. Зуунхан хушуушадай нэгэнэйнь хуби заяан тухай эндэ бэшэгдэнэ.

Энэ зохёолой хэһэг уншаад, нютаг хэлэнэйнгээ аялгада оруулан оршуулхадаа, зохёолой геройн бүхы онсо шэнжэнүүдынь, дотоодо сэдьхэлэйнь байдал, hанал бодолойнь хүгжэлтэ, мүн байгаалиин зураглал алдангүй буряад хэлэн дээрээ тодоор гаргагты.

 

… Сотник въехал на небольшую сопку, спешился, отпустил коня и сел на плоский камень, выступающий из-под голой выветриваемой земли.

Он смотрел на север, простирающуюся широкую бесцветную степь, над которой стояло желтоватое марево, значит, недалеко отсюда начинается кажущаяся бескрайняя пустыня – огромное море песка, бесплодного, каменистого простора со скудной растительностью, встречающейся островками, едва скрывающей красно-желтый цвет почвы.

Он не единожды пересекал эту пустыню, знал, где имеются колодцы с нехорошо пахнущей, солоноватой водой. Также он знал пути, которые то и дело проходили по подножию невысоких хребтов, с которых стекают ручейки, уходя недалеко, исчезающие в песках или пересыхающие на сухом жару.

Сотник пересекал пустыню Говь не в одиночестве, а с караваном – верблюды выносили все тяготы в пути, навьюченные едой, бурдюками с водой, даже шерстяными палатками. Десятки дюжих мужчин, бывалые в этих суровых краях…

Сейчас сотник один глядел в сторону Говь, мысленно проходя ее, допуская всевозможные опасности: от песчаных бурь до пленения или убийства разбойниками или отрядами воинственных племен.

Перед глазами появлялась стая поджарых волков, редко, но встречающийся тигр пустыни и недоступный им аргали – горный козел, одиноко стоящий на самом острие скалы и с гордостью взирающий на свое стадо, прыгающее с камня на камень в поисках любимой им травинки.

А, глядя на аргали, сотник всегда испытывал грусть – хорошо было бы оказаться на высотах, недостижимыми грешным двуногим!

И он почувствовал себя одиноким, как одинокий чахлый вяз в низменной пустыне…

Но тут же перед глазами появилась его красивая, круглолицая и крепкотелая жена… и рядом с ней, схватившись рукой за ее руку, мальчик…

«Сын!» – прошептал сотник.

И он вспомнил, как жена проводила его; она стояла, не двигаясь с места, у юрты, когда он непроизвольно обернулся назад, на скаку коня, потом уголком глаза заметил, как она опустилась на землю, села, прижимая ладонью руки к животу…

«Она обнимала сына… в утробе!» – защемило в груди сотника.

«Сын!» – вскочил сотник на ноги, отцепил с кожаного, медью украшенного, пояса саблю, вынул из ножен.

Поставил ножны на камень, обошел его; а найдя на южной стороне нишу, уходящую вниз, разгреб наносные ветром щебни, начал саблей расширять ее.

В нишу положил саблю, большой боевой роговой лук, пояс, шапку-шлем, снял атласный дэгэл, завернул им боевые доспехи и засыпал щебнем.

«Вернусь, когда сын завладеет всей землей! – прошептал он. – Теперь эта одежда и оружие выдадут меня в руки врага!»

Окликнул коня, который тут же вскинул голову, оторвавшись от редких и сухих травинок, подняв остренькие уши, задвигал ими; блеснул в глазах огонь, издав глухое грудное ржание, прибежал к хозяину.

Сотник ласково погладил коня по гриве; отстегнул кожаную сумку, притороченную к седлу, из нее вынул старую поношенную, изорванную кое-где одежду…

«Теперь я по болезни отставший от каравана бедный путник, — усмехнулся сотник, обертывая себя грязным матерчатым кушаком, прицепляя к нему большой нож в обшарпанных, деревянных ножнах и к седлу – маленький лук, из которого можно застрелить маленького зверька или детеныша дзерена.

«Я не десятник и не сотник!» – сказал, притронувшись к убогому малагаю-летней шапке. – Только конь мой может выдать меня за того, кем я был… Но мужчина не расстается с конем! Муж и конь – одно целое!»

Бедный путник направился в сторону северную.

 

Ангархаев А.Л. Небо и Земля. – Улан-Удэ: ГУП «ИД «Буряад үнэн», 2008, — 428с. – С. 46-47.

Справка: Ардан Лопсонович Ангархаев 1946 ондо Түнхэнэй аймагай Таблангууд тосхондо түрөө. Д. Банзаровай нэрэмжэтэ Буряадай гүрэнэй багшанарай дээдэ һургуулиин физикэ болон математикын факультет дүүргээ. Тоорын дунда һургуулида, «Саяан» сониной редакцида, Буряадай номой хэблэлдэ ажаллаа. «Буряад үнэн» хэблэлэй байшангай ахамад редактораар аша үрэтэйгөөр олон жэлдэ хүдэлөө.

Улаан-Үдэдэ «Суранзан» (1972), «Алтан» (1977), «Оройн сагаан одон» (1987) гэhэн туужанууд болон рассказуудай номуудые, «Мүнхэ ногоон хасуури» (1982) гэжэ роман, «Амисхаал» (1985) гэhэн шүлэгүүдэй ном гаргаа. Москвада «Сила притяжения» (1976) повесть, «Вечный цвет» (1988) роман хэблэгдээ. «Молнии и листья», «Небо и земля» гэжэ 5 ботиhоо бүридэhэн роман-мозаика зохеохы ажалайнь үрэ дүн болоно. «Алтан бэhэлиг» (1975), «Хадын орьёл» (1978), «Аршаанда болоhон найр» (1979), «Арбан табанай hара» (1981), «Нойргүй һүни (1982), «Үүдэнэй хонхо» (1984), «Улаахан сэсэгүүд үлэhэй даа...» (1985), «Дугы дээрэ» (1988) гэhэн Хоца Намсараевай нэрэмжэтэ Буряадай гүрэнэй академическэ драмын болон арадай театрнуудта табигдаhан зүжэгүүдэй автор. Гүрэн түрын болон олониитын ажал ябуулагша. Буряадай Уран зохёолшодой холбооной түрүүлэгшэ ябаа. Эрдэм шэнжэлэлгын ажалда горитой хубитаяа оруулаа. Хэлэ бэшэгэй эрдэмэй кандидат, түүхын эрдэмэй доктор юм.А.Л. Ангархаев 1978 ондо Буряадай комсомолой шанда хүртөө. Буряад ба Ород Уласай соёлой габьяата хүдэлмэрилэгшэ, Буряадай арадай уран зохёолшо.

 

 

Социальна сетьнүүд соо хубаалдаха


Манай һонинууд тухай бэшэгүүдые абажа байгты!