Хамба ламын шан абалгын мүрысөөндэ нэмэри

Идам Чакрасамвара

Идам Чакрасамвара гу, али Дэмшиг эхын тарниин гол идамуудай нэгэниинь болоно. Гэлуг ба Кармапа сургуулинуудта  энэ идам  ехээр дэлгэрэнхэй. Дэмшигэй тарни Шакьямуни бурхан хандамагай орондо Доржо Пагмодо түрүүшээр айлдаа. Тэрэ хандама манай дэлхэй дээрэ Луйипа бүтээлшэндэ дамжуулаа. Луийпа бүтээлшэн 6-7 зуун жэлнүүдээр Энэдхэг ороной  Бенгали, Бодхогай ба Салипутра нютагуудаар бисалгалаа бүтээн суугаа. Луйипа Дэмшигэй тарни Дарика ба Тенгипа хоёр шабинартаа хүртөөсэн түүхэтэй. Дарика урдань Салипутра нютагай хаан байгаа. Тенгипа тэрэнэй түшэмэл. Тенгипа Тилопада, тэрэнь Наропа бүтээлшэндэ дамжуулаа. Наропа Марпа Лозавада (1012-1097) айлдасан намтартай.  Дэмшиг идамые хоёр гү, али  арбан хоёр мутартайгаар бисалгадаг. Арбан хоёр мутартай Дэмшиг хүхэ үнгэтэй, барай ба заанай арсаар бэеэ орёонхой. Дүрбэн шарайнь шара, хүхэ,ногоон ба улаан үнгэтэй. Барай ясан толгой зүүнхэй,  табин нэгэн хүнэй  хохимой тархиин  гоёолто шэмэглэнхэй. Титим дээрэ Акшопья бурхан заланхай. Мутарнуудтань хонхо, ошор, габал, бугуули,  Брахмын толгой, тарниин сургааг, заазуур, хутага, аса, дамару.

Хоёр мутартай Дэмшиг хүхэ үнгэтэй. Хоёр мутартаа хонхо ошор баринхай. Тэдэнь арга ба бэлиг тэмдэглэнэ.

Дэмшиг идамай нүхэрынь Ваджраварахи улаан үнгэтэй, нэгэ шарайтай ба хоёр мутартай. Габала ба заазур баринхай. Тэрэ хоёр дүлэн дотор наранай олбогтой линхуа сэсэг дээрэ зогсонод.

 

Идам Чакрасамвара

Чакрасамвара (тиб. Дэмчог, Хорло Домба) – одним из основных идамов, Тантра Чакрасамвара есть Материнская тантра. Основные держатели традиции Чакрасамвары это школа Гелугпа и Кармапа. Эту тантру наставил Будда Шакьямуни в миру Дакинь. Позже Дакиня Ваджраварахи (тиб. Дорже Пагмо) , духовная супруга Чакрасамвары передала в наш мир, йогину Луйипе.
Йогин Луйипа жил в Индии в VI-VII веках, сначала в Бенгалии, затем в Бодхгайе и Салипутре. Луйипа смог предать тантру Чакрасамварти двум своим ученика Дарики и Тенгипе. Дарика в прошлом царь Салипутры Индрапала, Тенгипа был его министром. Тенгипа передал эту тантру Тилопе, он свою очередь передал Наропе, а от Наропы пришла Тибет, через Марпу-Лоцзава
(1012-1097 г).
Чакрасамвара, имеет две основные формы: с двумя или с двенадцатью руками. В обоих случаях его изображают в соединении с духовной супругой Ваджраварахи.
Двенадцатирукой форме Тело Чакрасамвары – синего цвета. Он носит тигровую шкуру, обернутую вокруг талии, и шкуру слона. Его четыре лица – жёлтого, синего, зелёного и красного цветов. На нём – костяные украшения, тигра с пятью черепами (символ пяти просветлённых семейств), гирлянда из 51 человеческой головы. На короне Чакрасамвары имеется изображение Будды
Акшобхьи. В руках у идама ваджра, колокольчик, капала (чаша из черепа), аркан, голова Брахмы, тантрический жезл, дегуг (кривой нож), кинжал, трезубец, дамару (двойной ритуальный барабан).

В двурукой форме Чакрасамвара синего цвета, у него одно лицо. Он обнимает супругу, его руки перекрещены и держат ваджру и колокольчик – символы метода и мудрости.

Духовная супруга Чакрасамвары — Ваджраварахи изображается красного цвета, у неё одно лицо и две руки. Обнимая супруга, в руках она держит капалу и дегуг. Супруги находятся посреди бушующего пламени, под их ногами на солнечном диске на лотосовом троне лежат божества: Бхайрава (синего цвета) и его супруга Каларатри (красного цвета).

Социальна сетьнүүд соо хубаалдаха


Манай һонинууд тухай бэшэгүүдые абажа байгты!